Аннотации к рабочим программам по Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Русский язык
В начальных классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
• уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
• формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
• овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
• коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
• формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
• развитие навыков устной коммуникации;
• формирование положительных нравственных качеств и свойств личности
Содержание учебного предмета «Русский язык»:Подготовка к усвоению грамоты, Обучение грамоте, Практические грамматические упражнения и развитие речи.
Чтение
Содержание программы «Чтение» представлено следующими разделами: «Содержание чтения (круг чтения)»; «Примерная тематика произведений»; «Жанровое разнообразие»; «Навык чтения»; «Работа над текстом»; «Внеклассное чтение». Первые три раздела программы («Содержание чтения (круг чтения)», «Примерная тематика произведений», «Жанровое разнообразие») определяют тематику и жанры произведений, которые доступны младшим школьникам с нарушениями интеллекта по объёму, содержанию и языковому оформлению.
Речевая практика
Общие задачи курса:
• способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
Содержание программы включает четыре раздела, параллельно реализуемые в каждом классе: «Аудирование и понимание речи», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни», «Организация речевого общения» (базовые формулы речевого общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией). Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными средствами общения.
Математика
Цель учебного предмета «Математика» – подготовка обучающихся к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи учебного курса математики:
формирование доступных математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Структура курса математики на этапе 1-4 представлена разделами: «Пропедевтика», «Нумерация», «Единицы измерения и их соотношения», «Арифметические действия», «Арифметические задачи», «Геометрический материал».
Мир природы и человека
Цель учебного предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Структура курса учебного предмета «Мир природы и человека» представлена разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа», «Безопасное поведение».
Музыка
Цель учебного предмета «Музыка» – приобщение обучающихся к музыкальной культуре как к неотъемлемой части духовной культуры; формирования у них элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Изобразительное искусство
Цель учебного предмета "Рисование" – всестороннее развитие личности обучающегося в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации).
Содержание учебного предмета «Рисование» отражено в пяти разделах:Подготовительный период обучения. Обучение композиционной деятельности. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок. Обучение восприятию произведений искусства.
Ручной труд
Цель учебного предмета «Ручной труд» – всестороннее развитие личности обучающихся младшего возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Содержание учебного предмета "Ручной труд" реализуется через следующие разделы: 1 .Работа с глиной и пластилином. 2.Работа с природными материалами. 3.Работа с бумагой. 4.Работа с текстильными материалами. 5.Работа с древесными материалами. 6.Работа металлом. 7.Работа с металлоконструктором
Физическая культура
Цель учебного предмета «Физическая культура» – всестороннее развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Ритмика
Основные задачи реализации содержания:
- развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением;
- развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
- привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоциональной, волевой и познавательной сфер средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Развивается умение слушать музыку, выполнять под музыку различные движения (танцевальные, движения с речевым сопровождением или пением).