Аннотации к рабочим программам по Адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Русский язык
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Содержание учебного предмета "Русский язык":Фонетика, Морфология.Части речи.Синтаксис.Развитие речи, работа с текстом.Деловое письмо.
Чтение
Данный учебный предмет направлен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, беглость и выразительность), но и речевых умений. Основные задачи курса:
формирование качеств техники чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность;
знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;
коррекция высших психических функций обучающихся (речи, мышления, памяти, восприятия, воображения);
формирование коммуникативных умений обучающихся;
развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся;
формирование нравственно-этических норм поведения обучающихся.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя; присказка, зачин, диалог, произведение; герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж; стихотворение, рифма, строка, строфа; средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм); элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Математика
В процессе обучения математике в 5-9 классах решаются следующие задачи:
дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Структура курса математики на II этапе (5-9кл.) представлена разделами: «Нумерация», «Единицы измерения и их соотношения», «Арифметические действия», «Дроби», «Арифметические задачи», «Геометрический материал».
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Природоведение 5-6 кл
Курс «Природоведение» подготавливает обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
Программа по природоведению состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
Биология
Изучение биологического материала в 7-9 классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
География
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде. Содержание разных разделов курса географии включает в себя экологические, этнографические, социальные, экономические аспекты.
Социально-бытовая ориентировка
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи учебного предмета ОСЖ:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Программа по СБО состоит из следующих разделов « «Личная гигиена и здоровье», «Охрана здоровья», «Жилище», «Одежда и обувь», «Питание», «Транспорт», «Средства связи», «Предприятия, организации, учреждения», «Семья».
История
Целью изучения предмета «Истории» является подготовка обучающихся к усвоению курса (6 класс)
«История Отечества» в 7 – 9 классах. Основные задачи учебного курса:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
формирование умения работать с «лентой времени»;
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
Трудовое обучение
Цель изучения предмета «Профильный труд» - всестороннее развитии личности обучающихся в процессе формирования их трудовой культуры. Изучение этого учебного предмета в старших классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Основные задачи изучения предмета:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений.
Физическая культура
Программа по физической культуре для обучающихся 5 -9 классов является логическим продолжением соответствующей учебной программы 1 -4 классов.
Цель учебного предмета «Физическая культура» – всестороннее развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.